Официальный сайт МКОУ Пузевской СОШ

Перейти к содержимому

Главное меню

Внеклассная работа

Внеклассная и внеурочная деятельность в начальной школе.
Новые государственные стандарты – ориентиры на новые результаты.

   В нашей школе уже разработан учебный план на основе стандарта второго поколения, который основан на приоритете развития личности, личностно-ориенторованном обучении и воспитании обучающихся.
    Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
   Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениями:
Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками:
«Подвижные игры» -  ориентирован на формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
«Здоровей-ка», «Школа докторов здоровья»  с целью воспитания здорового образа жизни.
Художественно-эстетическое направление представлено:
Кружок «Мягкая игрушка», «Кукольный театр », - цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и в творчестве.
Творческие мастерские: «Дизайн современного дома», ДШИ-  способствуют развитию самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи
Научно-познавательное направление представлено кружками:
«Немецкий с удовольствием», «Эрудит», «Белая ладья» -  цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.
Патриотическое направление представлено:
кружок «История родного края »,   знакомит с целостной элементарной научной картиной мира,    знакомство обучающихся с традициями семьи, школы.
Общественно- полезная деятельность представлена кружком  «Экология глазами химика»,  цель которого воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда.
Проектная деятельность: «Секреты орфографии», «Магия математики»
Цель : расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении предметной деятельностью;стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
Сегодня как никогда становится актуальным  вопрос организации внеурочной деятельности в начальной школе. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « »октября 2009 г. № в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на организацию занятий по направлениям  внеурочной деятельности которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В Базисном учебном плане для начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности :

  • Спортивно – оздоровительная деятельность.

  • Художественно – эстетическая деятельность.

  • Научно – познавательная деятельность.

  •  Патриотическая деятельность.

  • Общественно – полезная деятельность.

  • Проектная деятельность.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения внеурочной деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

Направления внеурочной деятельности являются  содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.
Спортивно – оздоровительная деятельность:
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Художественно-эстетическая деятельность:
Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.
Наша задача воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как театр, танцы.
Научно – познавательная деятельность:

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим нам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
Патриотическая деятельность:
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.
Передобучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению в российских Вооруженных силах. В этой связи на учителя возложена сложнейшая задача по реабилитации имиджа российской Армии.
Общественно – полезная деятельность:
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.
Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.
Направление внеурочной работы, связанное с общественно – полезной деятельностью может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Проектная деятельность:
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.
В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом в помощь приходят родители и учителя.  

Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
•расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
•стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
•всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
•усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
•помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
•развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
•воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Внеклассная работа
Воспитательная деятельность школы составлена на основе Концепции ВР Воронежской обл. которая продлена на 2011-2016гг. В соответствии с конвенцией ООН о правах ребенка ценностно-нормативных соглашений Конституции РФ, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций», закона Российской Федерации «Об образовании», «Устава школы» внеурочная деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Что касается традиционных школьных дел, с полным удовлетворением можно констатировать, что, большие дела проходят успешно.
Школа – центр активного положительного воздействия на формирование личности ребенка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Необходимо отметить, что в этом году школа принимала активное участие в конкурсах, викторинах, выставках различного уровня.

Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально – профессиональных функций. Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающей не только настоящую ситуацию, но и формирующий её развитие в будущем.
В школе проводятся спортивные мероприятия под девизом: «Мы – за здоровый образ жизни». Это веселые эстафеты в начальных классах, соревнования по футболу, баскетболу, Русской лапте в средних классах, соревнования по волейболу и шахматам в старших классах. В каждом классе проводятся мероприятия по воспитанию здорового образа жизни – это уроки здоровья в начальных классах, беседы в среднем звене и круглые столы в старших классах. Спортивная работа организована в течение всего года, и каждый месяц организуется и проводится разнообразная спортивная работа, результаты которой отмечены в районных грамотах за призовые места.


Дополнительное образование в школе является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учеников в соответствии с их потребностями и интересами. В настоящие время перед образовательным учреждением стоят сложные задачи. Главная сформулирована в ст. 29 «Конвенции о правах ребенка»: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребёнка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность – это социальный заказ общества, который отражен в Национальной доктрине образования Российской Федерации.
В школе созданы условия для развития творческих способностей обучающихся. В процесс обучения и воспитания внедряются современные методики обучения и воспитания.
Обучающиеся школы занимаются в объединениях дополнительного образования, в секциях ДЮСШ, в ДШИ – филиал школы искусств.

Миссия школы: Очаг знаний и культуры в селе, носитель духовных ценностей, гарант сохранения и укрепления духовно-нравственного и физического здоровья детей.
Традиции школы:
• День учителя;
• День Матери;
• Новогодние праздники;
• 23 февраля;
• 8 марта;
• Спортивные соревнования;
• Последние звонки.

Воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей обучающихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

наименование профиля :
спортивно-технический
спортивный
художественно-эстетический
декоративно-  прикладной
эколого- биологический
правовой

Кружковые и секционные объединения спортивно-оздоровительной направленности позволяют привлечь всех учащихся к систематическим занятиям спортом и физкультурой. Здоровье школьников – это проблема не только социальная, Но и нравственная. Особое внимание в школе уделяется воспитанию потребности здорового образа жизни. Налажена система классных часов, дети участвуют в конкурсах, в акциях о здоровом образе жизни, многие любят физкультуру и спорт, каждый месяц ученики участвуют в различных школьных и районных соревнованиях. Школа занимает I-III места в районной спартакиаде школьников, Новогодние каникулы мы начинаем с зональных соревнований по баскетболу, в которых, последнее время одерживаем победу и продолжаем борьбу в финальных соревнованиях.
Особое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию, ведь важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества. Коллективом постоянно ведется работа по воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны, труда, к пожилым людям.
Наша команда «Горящие сердца»  активно выступает на районной олимпиаде по избирательному праву.  
Экологическое образование и воспитание в нашей школе охватывает все возрасты, оно становится приоритетным.
Формы и методы работы: занятия в объединениях дополнительного образования, познавательные экскурсии в природу, внеклассные мероприятия, дискуссии, диспуты, экологические круглые столы, беседы, ролевые игры.
Экологическая воспитанность школьника -  это показатель здоровья общества. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к людям, которые живут рядом. Такое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Ребята, посещают занятия объединения дополнительного образования «Школа докторов здоровья », получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.
Важную роль в экологическом воспитании играет активное участие в акциях «Сохраним планету голубой и зеленой», «Чистый парк», «Зеленая улица», мероприятия по благоустройству школьного двора, сельского парка, улиц села, проведение природоохранных мероприятий в лесу, на речке, родниках.
Все перечисленные мероприятия сплачивают детей и придают уверенность в поддержке товарищей и учителя.



Назад к содержимому | Назад к главному меню